Отменить

Вход

Не зарегистрированы на Гудсерфинге? Зарегистрироваться

Мы не публикуем ничего без вашего ведома

Восстановление пароля


Восстановление пароля

На было отправлено письмо с ссылкой для восстановления пароля.

Отменить

Регистрация пользователя

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфеденциальности ГудСёрфинга.

Мы не публикуем ничего без вашего ведома

Гудсерфер

Возможности и преимущества

Поиск по карте Отзывы волонтеров Проверенные хосты Быстрая заявка

Организатор

Возможности и преимущества

База волонтеров Отзывы о волонтерах Много заявок Квалифицированные волонтеры

Регистрация пользователя

Вы успешно зарегистрировались
Для заполнения дополнительных данных перейдите в личный кабинет

Пожалуйста, внимательно прочитайте Условия использования Goodsurfing, поскольку они содержат важную информацию о ваших правах, средствах правовой защиты и обязанностях. Получая доступ к Платформе Goodsurfing или используя ее, вы соглашаетесь соблюдать и выполнять Условия использования Goodsurfing.

С полными Условиями использования Goodsurfing можно ознакомиться здесь.

Наша Политика конфиденциальности содержит сбор и использование персональных данных, связанных с вашим доступом к Платформе Goodsurfing и ее использованием. Подробнее можно ознакомиться здесь.

Соглашаясь с Условиями использования Goodsurfing, вы автоматически подписываете бессрочное Соглашение с Goodsurfing и подтверждаете согласие со всеми правилами Платформы Goodsurfing.

Я подтверждаю, что мною полностью, поняты и приняты Условия использования Goodsurfing

Я подтверждаю, что мною полностью прочитана понята и принята Политика конфиденциальности, в которой описывается обработка данных

Для продолжения Вам надо ознакомиться и принят пользовательское соглашение

Связаться с нами



Волонтёры, ставшие племенем

6 января 2020 г. / Заповедники и национальные парки

Мы оказались во тьме, среди зловещего ночного леса, таящего в себе клещей и прочую гадость. Почти тропический ливень бил как будто не только сверху, но и сбоку и даже снизу. Лишь натянутый тент и костер под ним создавали какое-то подобие уюта. Рядом с костром мы судорожно собирали палатки, чтобы скорее лечь спать. Впрочем, сон не предвещал ничего хорошего, мы должны были поставить палатки в лесу, и каждый из нас смутно представлял, как проснется в луже. Волонтеры Русского географического общества не сдаются, но порой спят тревожным сном в ожидании худшего. Так было и с нами.

Началось все за несколько часов до описываемых событий, в аэропорту города Калининграда, где была наша точка сбора. Кто-то из нас был уже знаком до этого волонтерского лагеря, кто-то поехал в подобное путешествие впервые, но всех нас объединяла любовь к географии, природе и приключениям. Сибиряки сетовали на долгий перелет, иностранцы уже рассказывали о своих первых впечатлениях о России, а кто-то и вовсе дремал. Кэмп-лидер Сергей, родом из Белгорода, обходил всех, решал какие-то вопросы, в общем, занимался своим делом. 

Когда прилетели последние участники, а это была уже полночь, начал накрапывать дождик. Из цивилизации города мы быстро переместились в какие-то джунгли, слабо освещенные  и поливаемые как из ведра. Слабая видимость создавала чувство тревоги.

После приключений с палатками, мы готовы были ко всему, но только не к отличной погоде с утра! В луже никто не проснулся, 20 спартанцев из РГО остались почти сухими. Собираясь на завтрак, кто-то вспомнил, что несмотря на дождь было тепло, посмотрев вокруг, оказалось, что лес совсем не зловещий, если не считать шишки под палатками, которые мешали спать. Да это и не лес вовсе, а кемпинг, с домиками неподалеку и всеми благами цивилизации. Но зато, темная ночная пустота с другой стороны костра оказалась Куршским заливом, в котором с утра нас приветствовали пара лебедей и большое семейство уток.

Завтракали, обедали и ужинали мы и вовсе в местном кафе. От санаторных условий наши отличали только палатки и наличие рабочего времени. В первый же день мы пошли на лесопилку, которая была неподалеку от лагеря. При чем здесь лесопилка, если мы в национальном парке? – спросите вы. Санитарная рубка и изготовление деревянных конструкций для защиты авандюны! – без запинок и со знанием дела отвечу я. 

Действительно, в основном мы приехали чтобы укреплять авандюну – рукотворное сооружение, которое спасло Куршскую косу от полного опустынивания. Еще со времен средневековья на косе, которая отделяет Балтику от Куршского залива, вырубали лес, пасли скот и со временем это привело к песчаной катастрофе. Песок с побережья, ничем не сдерживаемый стал засыпать деревни, остатки леса, пастбища, сделал эту землю непригодной для жизни. В XIX веке вдоль всего берега на месте естественных отдельных приморских береговых дюн был создан вал, который и назвали авандюной. Эту стену, защищающую от ветра и песка, делали из заборов, плетней и хвороста, которые постепенно засыпало. После этого их засаживали растениями, растущими в песке. За авандюной тем временем восстанавливали леса, а к пляжу делали специальные подходы, чтобы не разрушать вал вытаптыванием.

Все это мы узнали во время экскурсии по музею национального парка и во время работ. Удивительно, как человек сам создает себе проблему, а потом тратит столько усилий, чтобы ее предотвратить. К счастью, Куршская коса – это пример того, как экологическую катастрофу удалось предотвратить. Весь полуостров был включен в список ЮНЕСКО в номинации «культурный ландшафт» и охраняется государством. В 1987 году был создан национальный парк «Куршская коса». Кроме авандюны, в самом западном национальном парке России есть много интересных мест. Одно из них – это полевой стационар «Фрингилла» биостанции Зоологического института Российской академии наук или станция кольцевания птиц – через Куршскую косу пролетают миллионы птиц, и чтобы отследить пути их миграций их ловят, надевают специальные кольца, после чего отпускают. Стационар оборудован специальными ловушками колоссального размера и небольшими вольерами для временного содержания птиц. Здесь много интересных экотроп – Королевский бор, Высота Мюллера, Росситтенский лес. Национальный парк удивляет разнообразием своих ландшафтов – от пустынных барханов до устрашающих болот и изумрудных лугов. В каких-то местах мы побывали, но, к сожалению, не везде.

Несмотря на появление национального парка экологические проблемы остаются. Как и все, созданное человеком, авандюну нужно постоянно ремонтировать. И мы делали те самые заборчики в тех местах на дюне, которые выветрились или были вытоптаны.

В первой половине дня мы делали эти конструкции (мы их называли щитами), а во второй – ехали на пляж и вбивали их в песок. Работать на пляже – это значит делать все быстро и качественно, чтобы успеть искупаться, поэтому наш забор рос в считанные минуты. Нам дали целый час наслаждаться Балтийским морем и ярким послеполуденным солнцем. Разумеется, как только последний щит был вбит, мы уже были в воде. Прохладный ветер и сильные волны не смогли остановить разгоряченных от работы и солнца волонтеров…

Та же история повторялась в другие дни, когда были работы на пляже. Впрочем, сотрудники национального парка не только баловали волонтеров, но и давали им работу. Куда только нас не отправляли – покраска катера «Чайка» (на котором устраивают прогулки для туристов), уборка территорий парка, очистка от сорняков аллей. Особенным стал День Мёда в национальном парке, к которому мы помогали готовиться, а также помогали его проводить – готовили сцену, зазывали гостей, следили за порядком. 

Куршская коса – это не только природный памятник, но и место переплетения разных культур. В разные времена здесь жили курши, пруссы, скандинавы, немцы, и, наконец, русские. В День Мёда выступали фольклорные ансамбли, проводились разные активности, дегустации мёда, мастер-классы по изготовлению венков и т.д. Можно было сходить на экскурсию в деревню эпохи викингов «Древняя Самбия», в музей русских суеверий и конечно побывать в деревянной крепости «Богатырская застава», где проходили основные активности фестиваля. 

Сотрудники национального парка в честь праздника переоделись в народные костюмы куршей и выглядели очень аутентично в окружении деревянных построек этнографического комплекса. Многие участники фестиваля и фермеры тоже были в костюмах, что добавляло атмосферности всему действу. Видно, что люди, живущие здесь любят и ценят традиции этой земли. Они сохраняют наследия всех народов, которые когда-либо были здесь и преемственность культуры, заботятся о местной природе. Все это видно даже в мелочах – начиная от чистых и опрятных дорог и улиц и заканчивая прусскими черепичными крышами в рыбацких поселках на косе.

Ирина Петровна Жуковская, старший научный сотрудник национального парка «Куршская коса» - одна из тех, кого Куршская коса «позвала» к себе:

- Я родилась в Воронеже, геолог по образованию. Закончила Санкт-Петербургский горный институт и по распределению отправилась  работать в Забайкалье. Так получилось, что мне нужно было поменять место жительства и это оказался Калининград. Здесь я работала экскурсоводом, участвовала в научных, экологических экспедициях. Со временем, я стала сотрудничать с национальным парком, а потом стала его сотрудником. Сейчас я занимаюсь берегами, геоморфологией и рекреационной нагрузкой.

Именно Ирина Петровна рассказала нашей волонтерской группе о знаменитых «поющих песках» на Куршской косе. Ты не сразу понимаешь, что происходит, когда идешь босиком по песку – странный звук под ногами, отдаленной напоминающий рой пчел и работающую турбину одновременно. Местный песок удивляет своей мягкостью и тем, что он не раскаляется на солнце. Несмотря на то, что он белый, в нем видны темные вкрапления – это магнетит. Если прогуливаться по пляжу с магнитом, что уже само по себе странно, то можно поэкспериментировать с песком. Магнетит должен притягиваться к магниту.

В песке на Куршской косе можно найти даже янтарь! Нам показывали его через микроскоп. И показывали крупный янтарь, который море выбрасывает на берег. 

Как и в самом начале, ночи мы проводили у костра, но он уже не был единственным что нас греет. Чувство приобщения к истории этого места, к тем людям, что жили здесь и спасали косу до нас сделали с нами удивительную метаморфозу. Куршская коса сделала нас своими. Все мы, 20 волонтеров РГО стали племенем куршей. И осознание этого грело не хуже самого жаркого костра.

Поэтому, когда мы вновь были в аэропорту, было так тяжело расставаться. Неделя, проведенная вместе действительно сроднила нас, мозоли на руках, краска в волосах стали частью нашего образа. Объятие, улыбка и грусть. Тяжело прощаться со своими.  Поэтому, еще увидимся! 

Павел Якушев

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Комментарии (0)